Cпецпроекты

New friend every day: кинокритик Андрей Алферов


0 245 41
Проект New friend every day — это эксперимент сооснователя bit.uа Татьяны Гринёвой. На протяжении целого года Таня решила каждый день писать о новом человеке. Иногда это закадычные друзья, а иногда новоиспеченные знакомые. В сегодняшнем выпуске — Андрей Алферов кинокритик, теле- и радиоведущий.

Андрей работал на «1+1» как глава киноредакции и в шоу Савика Шустера, 10 лет говорил о кино на Просто Ради.О в Одессе, а сейчас занимается фестивалем Docudays и планирует снять свой собственный телепроект. Очень любит американское кино и фильм «Таксист».

Так случилось, что мы познакомились с Андреем по делу на прошлой неделе и встречались три дня подряд: сначала по тому самому делу, потом для интервью и после — по новому делу: снимали материал про авто. И этот материал #newfriendeveryday мог бы получиться бесконечным: слушать Андрея можно часами и круглосуточно — и о кино, и об авто, и о журналистике, и о Лос-Анджелесе с Каннами. Наверное, таким должен быть настоящий телеведущий?

Всех моих героев можно читать здесь

— Кино в моей жизни появилось примерно в два с половиной года: я помню, это был фильм «Коммунист». Его просто показывали периодически по телевизору, а я просто сидел перед экраном и смотрел. Было много других — и «17 мгновений весны», и менее известные, которые, несмотря на номенклатурность авторов, рассказывали человеческие истории.

— В конце 90-х в Одессе появилось Просто Ради.О, и одна коллега позвала меня в программу «Видеофайл» — это была трехминутная информация о кино.

Я очень старался смотреть кино пристально. Я читал и смотрел, смотрел и читал. Коллеги подсовывали мне «Казанову» и «Восемь с половиной», необходимость смотреть постоянно пополнялась классическим и культовым кино…
Кино как раз входило в моду, модное кино: к нам привозили фильмы фон Триера, фестивали норвежского и японского кино, открывались киноклубы… Тогда на них был социальный спрос.
В это же время появились Tricky, Portishead, Garbage, случился новый виток Depeche Mode.

— Я смотрел все эти фильмы в жутком качестве на видеокассетах, которые можно было найти на раскладках и книжном рынке — это были мои университеты. Впрочем, потом я начал дружить со всеми издателями и писать ревью для журнала «Афиша». Мне присылали коллекционные DVD и VHS, некоторые кассеты я храню до сих пор: рука не поднимется выбросить Феллини. Да, и видеомагнитофон у меня тоже есть.

— Тогда у меня были какие-то ритуалы кинопросмотров: принять душ, усесться перед тем, как смотреть. В этом было некое таинство…

— Для того чтобы быть кинокритиком, нужно иметь гуманитарный склад ума и уметь анализировать. Нужно знать историю искусств и мировую историю.
Ты сможешь делать правильные выводы лишь в случае понимания контекста.

— Кино дает иллюзию того, что все доступно. То, что все вдруг стали кинокритиками в «Фейсбуке», вовсе не ново: это было еще у Вуди Аллена, где в люди в очереди на сеанс стоят и с видом эксперта высказывают свою точку зрения на людях.

— С журналистикой беда, потому что платят мало. Графоманы создают иллюзию того, что лонгрид можно написать за полчаса, а девочки с улицы, которые готовы ради статуса «я работаю в журнале Х» делать все что угодно, окончательно убивают ценность текста.

— В кинокритике все отталкиваются от понятия «кино критиковать», когда на самом деле это значит «объяснять смыслы». Если человеку все растолковать, то он будет правильнее понимать все происходящее в кадре.

— Иногда бывает, что глупый режиссер снял глупое кино. Иногда кино — это надувательство. Хотя в целом все кино — это надувательство, даже документальное, потому что это всего лишь взгляд одного человека, да и то отмонтажированный.

— Жан Кокто говорил, что камера — это всего лишь глаз тупой коровы и важно, кто стоит за камерой. Важна убедительность информации.

— Я помню свои первые Канны — это дрожь в ногах. Это когда тебе навстречу идет Альмодовар, а Фэй Данауэй по-французски спрашивает, не видел ли я Квентина только что, он был здесь, и ей надо поговорить. И ты стоишь такой офигевший возле сцены, где только что был мастер-класс Тарантино.

— В Каннах однажды я купил за 5 евро фотографию Роберта де Ниро и тринадцатилетней Джоди Фостер с премьеры фильма «Таксист» на красной дорожке. Купил у них эту фотографию, а в том году, когда был режиссерский дебют Роберта де Ниро, он мне подписал эту фотографию, а Джоди Фостер привезла фильм «Бобер», и я с ней встретился — у меня было интервью, и я показал ей эту фотографию, и она дико обрадовалась. Спросила, где я ее взял, сказала, что у нее в архиве есть точно такая же, и она мне жирным маркером так красиво подписала это все.

— Все было в первый раз, когда я приехал в Лос-Анджелес: все такое одноэтажное после Нью-Йорка, ты видишь этот кинотеатр «Кодак» с кучей фриков, а когда начинается «Оскар», все, будто по взмаху волшебной палочки, превращается в абсолютный праздник и красную дорожку.

— Я тоскую по тем поездкам, когда ты из слякотной, холодной зимы попадаешь в Лос-Анджелес. Тоскую по тому, как мы снимали дом у художника по костюмам, который 10 лет отработал с Томом Крузом, и даже «С широко закрытыми глазами». Там все пропитано славой и трагедией: эта «фабрика грез» лишь из некоторых делала великих людей. Я помню эти оскаровские моменты, я переживал иногда так, что у меня температура поднималась, когда раздавали «Оскары»…

— Америка — это самая аутентичная земля для кинематографа. Америка создала кино, именно там оно стало искусством. Кино смоделировало Америку, и именно через него Америка осознала себя. Хотя Америка вовсе не такая, как нам показали в кино, нам ее показали с другой стороны.

Кино там даже влияло на реформы: в Америке случилась школьная реформа после выхода фильма «Школьные джунгли» (в нем показали, как в школе дети могли резать друг друга ножами, например). Ты вот представляешь себе, чтоб в Украине сняли такое кино, после которого на государственном уровне провели школьную реформу? Только в Америке такое может быть.

— Сериалы сейчас — это главный резервуар, в котором обитает авторское кино, поэтому качество сериалов растет так быстро, что не всякое полнометражное кино может с ними соперничать. Потому что умный зритель, к сожалению, был выгнан из кинотеатра большими студиями благодаря блокбастерам, а тот, кому не охота смотреть на годзил и трансформеров, прильнул к интернету. Прогресс этого тренда в том, что впервые за всю историю американской киноакадемии, впервые за 88 лет на «Оскар» был выдвинут фильм, который снят не маленькой студией, не крупный мейкером, а интернет-сервером «Амазон». Я имею ввиду фильм «Манчестер у моря».

— А что дальше? 4D? VR?
— Беда виара в том, что уходит секрет. У тебя перестает работать воображение. Раньше монтажем показывали параллельные сцены, и ты знал о героях фильма больше, чем сами герои. А в виаре ты можешь все посмотреть. Все это почему-то пускает скуку. А что такое кино? Это жизнь, из которой вырезали все скучное. Мне надо смотреть в границах кадра, а дальше я там нафантазирую. Смотреть на человека, на девушку в углу: а кто она, а замужем ли, на работе она или нет, что она пережила. Дофантазировать себе. Гораздо интереснее.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: